ИСТОРИЯ

сельского поселения Казанчинский сельсовет Аскинского района

Республики Башкортостан

 

Сельское поселение Казанчинский сельсовет муниципального района Аскинский район как административно-территориальная единица в составе Республики Башкортостан было создано в 1922 году. Оно расположено на северо-западной части Аскинского района и территориально граничит с сельскими поселениями Кшлау-Елгинский сельсовет, Мутабашевский сельсовет, Петропавловский сельсовет Аскинского района, Балтачевским и Татышлинским районами.

В состав сельского поселения с центром в селе Старые Казанчи входят деревни Альягиш, Башкортостан, Михайловка, Новая Кара, Русская Кара, Урманкуль.

 

Часть I. Из глубины веков

 

  1. История возникновения и развития деревни Казанчи

 

На территории нынешнего Казанчинского сельсовета башкиры появились ещё в XV веке. Их привлекали просторные равнины, соседствующие с богатыми лесами, умеренный климат. Сначала башкирские племена вели кочевую жизнь и занимались скотоводством. Шли годы, и постепенно они стали переходить к оседлому образу жизни, начали строить дома, заниматься земледелием. Жившие близ реки Танып башкиры объединились в родо-племенной союз Танып, которая стала одноименной волостью Уфимского уезда, образованного вследствие добровольного вхождения Башкирии к Русскому государству. Уфимский уезд, затем названный провинцией, входил в состав Оренбургской губернии. В 1865 году в результате разделения Оренбургской губернии была образована Уфимская губерния, в которую вошел Бирский уезд.

В результате разделения на основании царской грамоты Таныпской волости возникла Кыр(Кара)- Таныпская волость, которая сама состояла из тюб – родовых подразделений Кайпан и Казанчи. За ними была закреплена земля на вечное пользование, о чем в 1654 году была вручена царская грамота, подтверждающая это.

Вотчинные земли башкир Кыр-Таныпской волости находились в Бирском, Красноуфимском и Осинском уездах. Казанчинской тюбе Кыр-Таныпской волости по итогам Генерального межевания земель в начале XIX века принадлежало 79019 десятин угодий, в том числе пашня занимала 1579, покосы – 386, леса – 75930 десятин.

В XVІІ веке башкирами рода кайпан была заложена деревня Кайпан (в настоящее время находится на территории Татышлинского района), а родом казанчинских башкир с восточной стороны реки Танып – деревня Казанчи.

Среди простора и буйной красоты природы раскинулась деревня Казанчи. Недалеко от деревни протекает река Танып, берущая начало в Пермском крае. Танып (Быстрый Танып – Тере Танып), ставшая символом севера Башкортостана, протекая близ города Чернушка и через Чернушинский район, вдоль границы между Аскинским и Татышлинскими районами, повернув на запад по Балтачевскому, Бураевскому, Калтасинскому, Краснокамскому районам, пройдя 345 км впадает в реку Белую (Агидель).

Деревня Казанчи стала коренным поселением Казанчинской тюбы Кыр-Танпыской волости. В исторических источниках деревня Казанчи впервые упомянута в начале XVIII века. «В 1710 году башкир д.Тюнгак Гайнинской волости занял 40 рублей у башкира д.Казанчи Сибирской дороги Кошука Арсланова».

В восстании Пугачева приняли участие 25 казанчинцев. Отряды повстанцев из дд. Кайпаново, Кигазы и Казанчи в мае 1774 г. напали на д. Старобалтачево, откуда семья старшины Кулуя Балтачева – сторонника карателей еле выбралась и бежала в Бирск. Один из повстанческих отрядов возглавил казанчинец Ильнасыр Азменев.

На севере башкирских земель население было малочисленным, поэтому оставалось много неосвоенных вотчинных земель башкир казанчинцев.

На эти богатые земли во второй половине XVII века переселились татары, жившие до этого на берегах Волги и вынужденные бежать от насильственного крещения после завоевания Казанского ханства Русским государством.

В XVIII веке началось массовое переселение безземельных крестьян на эти земли с верхнего течения Волги и нижнего течения Камы. Кроме татар, сюда переселялись русские, чуваши, удмурты и марийцы. Почти до конца XVIII в. население поселения было однонациональным – башкирским. На казанчинские земли татары стали прибывать в начале XVIII века, это продолжалось в XIX веке. По договору башкир-вотчинников от 18 марта 1789 г. в деревню были припущены тептяри из татар. Землю им давали в аренду. Например, прапрадедушка первого учителя Казанчинской школы Назмутдина Ахмерова Габделкарим переехал в Казанчи из города Казани. Это был грамотный человек, окончивший в свое время медресе, он стал впоследствии муллой. Под его руководством в 1754 году была заложена первая мечеть в Казанчах. Последующее переселение татар в Казанчи сыграла большую роль в культурной жизни населения деревни Казанчи, постепенному слиянию башкирского и татарского населений. В результате этого менялось самоопределение народа по вопросу национальности. Если по Ревизским сказкам 1816, 1834, 1858 годов население д.Казанчи представлялось в основном башкирским, уже по ревизиям 1870, 1895, 1906 годов казанчинское население записывалось тептярями из татар и мишарами. И только в 1920 году население деревни Казанчи снова указано как башкиры.

До конца XVIII века башкирские земли делились на 4 дороги – области. Северная часть с деревней Казанчи называлась Осинской (г.Оса в настоящее время на территории Пермского края).

По существовавшему административно-территориальному делению начала XIX века деревня Казанчи в 1816 году относилась к Бирскому уезду 10-го Башкирского кантона Оренбургской губернии. В 1834 году в коренной деревне Казанчи проживал юртовой старшина, управляющий 18-й юртой 10-го башкирского кантона Бирского уезда Оренбургской губернии с деревнями Бушгарт-Кайпаново, Старокайпаново, Калтаево (ныне относятся к Татышлинскому району), Штанды (Балтачевский район), Казанчи, зауряд-хорунжий Рахматулла Кульмухаметов сын Кансуяров. В XVIII – XIX деревня Казанчи относилась сначала Кыр-Таныпской, а затем Балтачевской волости.

По мере того как росло население деревни Казанчи, земли стало недостаточно для развивающегося земледелия.

В 1816 г. учтено 542, 1834 г. – 884, 1858 г. – 1426, 1870 г. – 1253, 1895 г. – 1547,

1906 г. – 1514, 1920 г. – 1757.

О развитии деревни дают представление следующие цифры о количестве дворов в соответствии вышеприведенным годам: 51, 127, 212, 200, 306, 281, 318.

И потому те, кому не хватало земли, переезжали на новые места для освоения нетронутых земель, которые в основном были заняты лесами. Так возникли следующие новые поселения: Мутабаш(1795г.), Новые Казанчи(1819г.),Кыткы-Елга(1882г.), Кшлау-Елга(1889г.), Урманкуль(около 1890г.), в начале XX века - Базанчат, Каюмово, Улу-Елга, Вашьязы, Олы-Куль(1921г.),Мута-Елга(1923г.), Башкортостан(1924г.), которые возникли как выселки, хутора, затем переросли в деревни. После образования деревни Новые Казанчи основная деревня стала называться Старые Казанчи.

Н.В.Ремезов писал: «…на границе Бирского и Осиновского уездов есть Казанчинская тюба Кыртаныпской волости. Сюда в 1836 г. переселились из Чердынского уезда 13 деревень с согласия башкир». В 1856-61 гг. в Казанчинской тюбе Таныпской волости крестьяне из Каскасальской волости Осинского уезда и Чердынской волости Кунгурского уезда насильно переселились на земли башкир, образовали деревни Есаулово, Устиново, Кузнецово, Ведерниково, Нижний, Средний, Верхний Атачики, Лысая гора, Улик гора, Орехова гора. Это переселение привело башкир в буйство против них. Только вмешательство силовых структур разрядило атмосферу. В процессе следствия этого факта было установлено, деревнями вотчинников являлись Старые Казанчи, Новые Казанчи, Мутабашево. Жители вышеуказанных деревень – дворцовые крестьяне признаны припущенниками.

   От деревни Тупралино, Кызыляр на север, между речками Тятер-Танып на сотню километров до самой границы уезда никаких поселений не было» (30. – с. 26 – 30).

   Предки башкир д. Казанчи продали свои земли, находящиеся в Красноуфимском уезде, помещице Кляпиной. Затем она купленные 18 тыс. десятин земли перепродала командующему башкирским и мещерякским войском Жуковскому (1842 г.), который увеличил свои владения за счет захватов у башкир 24 тыс. десятин. Купцам Уткину и Гирбасову они же в 1875 г. продали 8 тыс. десятин земли по 1,5 рубля за десятину. На самом деле этой земли оказалось 24 тысячи десятин.

Таким образом на землях казанчинских башкир возникли русские поселения: Кузнецове (основано в 1833 г.), Лысая Гора (1834 г.), Верхняя Атняшка (1834 г.), Средняя и Нижняя Атняшка (1836 г.), Этыш (Лаптево) – в 1835 г., Ведерниково (Шарозов Починок) – в 1836 г., Устиново (по договору с казанчинцами от 1 июня 1838 г.), Есаулово (1837 г.), Баяс и Ореховая Гора (1837 г.), починки: Новый Брод и Трун (1871 г.). По договору казанчинских башкир от 5 июня 1832 г. в Осинском уезде Пермской губернии возникла д. Улек-Гора. Все эти населенные пункты в настоящее время расположены на территории Пермского края.

Деревня Янаул (в настоящее время относится к Мутабашевскому сельсовету) была основана тептярями из вотяков-удмуртов в пределах Оренбургской (с 1865 г. Уфимской) губернии на основе договора башкир д. Казанчи от сентября 1756 года. Удмурты из д. Асаф (Асав), расположенной на вотчинной земле Уранской волости Осинской дороги, Муталлап Бахтияров, Зейнитдин Алибаев, Утягул Аднагулов, Адзитар Илишев и из д. Варяш Еман Балтаев с товарыщи «10 лет тому назад из д. Асав за недородом хлеба выехали с 16 дворами в Гарейскую волость и поселились в д. Гарейбаш и в оной деревне, живучи, от недороду ж как хлеба, так и трав пришли во всеконечное разорение. Ясак платить стало нечем. Ныне желают все 16 дворов поселиться расстоянием в 25 верстах в Сибирской дороге на башкирской земле команды старшины Якупа Чинмурзина д. Казанчеевой башкирцов сотника Тявки Бигеева с товарыщи на речке Сарсазе» (23 марта 1756 г.). Договор тот был заключен в сентябре 1756 г., давший удмуртам возможность заселиться и пользоваться землей «по означенным урочищам без обозначения сроков с платежом оброка по 2 рубля в год». В 1825 г. башкиры д. Казанчи походный есаул Фаткулла Урускулов и Бардюн Тойчибаев писали по этому поводу: «С давних лет предки наши башкирцы допустили поселиться на принадлежащей им земле из вотяков тептярей тремя домами, которые и поселились деревнею под названием Новою, затем, умножа семейства свои, вотяки присвоили нашу землю в собственную свою принадлежность». Сегодня здесь преобладает татарское население.

Деревня Урманкуль (Урманастыкуль, Кутмастау) возникла в конце XIX века. Ревизия 1859 г. ее не показала, а в 1902 г. здесь проживало в 42 дворах налично 129 душ мужского пола припущенников. В 1917 г. в 64 дворах проживало 329 жителей. Приводится еще факт проживания в 1 дворе 1 татарина.

В 1907 году образовалась Казанчинская волость между реками Танып и Тюй, в её состав вошли не только казанчинские, но и кигазинские земли с деревнями: Альягиш, Новая и Старая Кара, Михайловка, Верхнее-Михайловка, Григорьевка, Русская Кара, некоторая часть русских деревень, расположенных в северной части казанчинских земель: Устиново, Есаул, Малах, Бизяр, Копытово и другие.

В 1907-1909 годах было построено большое здание правления волости в селе Старые Казанчи. Фундамент здания выложили из бутовых камней, а крышу покрыли железом. В волостном управлении располагались избранные народом волостной старшина и писарь. В 1923 году центр волости был перенесен в деревню Есаул (Есаулово), которая в настоящее время входит в Чернушинский район Пермского края.

Здание волостного управления сохранялось до последнего времени. Долгие годы в нем находились школьные классы, интернат Старо-Казанчинской средней школы.    

  1. Население, занятия и быт, культура.

 

Башкиры, как владельцы огромных вотчинных земель, испокон веков были его коренными жителями, занимая их до настоящего времени.

До начала переселения нерусских крестьян в Башкирию населенные пункты коренных жителей были однонациональными. В результате массовой колонизации края татарскими, мишарскими, марийскими, чувашскими, удмуртскими крестьянами в XVII в. деревни становились этнически смешанными.

С XVI в., в результате нарастающего колонизационного потока с Поволжья, постепенно меняется как этнографический состав населения северных и северо-западных башкир, так и направление этнических процессов в значительной части этого района. Численное преобладание в составе переселенцев татар дает толчок этническому и языковому развитию башкир в сторону татаризации.

В сложении этнической основы северо-западной этнографической группы башкир, ведущую роль сыграли кыпчакские родо-племенные образования ассимилировавшие булгаро-угорское, древне-башкирское и местное население. Позднейшая миграция татарского населения с Поволжья стабилизировала и углубила культурно-языковую обособленность северо-западных башкир.

По данным на 1795 год в 40 дворах деревни Казанчи Казанчинской тюбы Кыр-Танпыской волости Бирского уезда Оренбургской губернии проживало 242 башкирца, на 1818 год в 51 дворе 522 башкирца и 20 тептярей, в 1834 году в 127 дворах проживало 887 человек, в том числе 865 башкир и 22 тептяря, в 1858 году все население – 1426 человек указаны башкирами.

С 1870 года население деревни Казанчи ошибочно или в угоду царской национальной политике стало указываться мещеряками и тептярами: 1870 год – 200 дворов, тептярей 134 человека, мещеряков 1119 человек; 1895 год – 1547 тептярей; 1906 год – в 281 дворе 1514 тептярей.

По данным 1917 года население деревни Старые Казанчи представлено следующим: башкир – 271 двор, 1582 человека; тептярей - 4 двора, 21 человек; русских – 12 дворов, 61 человек.

А в 1920 году все казанчинское население, состоящее из 318 дворов, в количестве 1757 человек записаны башкирами.

Ценное описание жителей Осинской дороги начала XVIII в. дается в отчете кунгурского бургомистра Юхнева, который под видом купца, по секретному заданию начальника казенных заводов Урала генерала Генина, объездил всю Башкирию и скрыто собрал данные о численности башкир в 1725-26 гг.: « При оной живут башкиры все в домах…Хлеба имеют много и пашни и летом не кочуют в степи, но по домам живут, как русские. Скота у них не так много, как у протчих, сено косят много…Меду и воску довольно».

В наших краях помещиков – землевладельцев не было. Земля являлась общинной, и отдельный человек не мог её купить, мог только арендовать у общины. Приезжим землю выделяли решением схода жителей деревни.

Земледелие было достаточно развитым (в 1843 году 845 башкир посеяли по 3,7 пуда на каждого). Также жители занимались животноводством, содержали лошадей, коров, овец, птицу. Заготавливали много сена. Существовала трехпольная система земледелия. Сеяли рожь, пшеницу, горох, овес, гречиху, просо, выращивали лен. Труд крестьян был тяжелым, повсеместно ручным.

Некоторые семьи в дуплах деревьев разводили пчел.

Для перемола зерна строили водяные мельницы. Промышленник Матусов Даниил имел две двухжерновые мельницы с триером на реке Кутмас, Также Шаймардан-бай построил мельницу около деревни Новые Казанчи на реке Тульгуз. Всего в Казанчинской волости было 13 водяных мельниц.

Известно и занятие казанчинцев лесным промыслем. Упомянутый Матусов Даниил неподалеку от слияния рек Кутмас и Танып построил пилораму, доставленную из Финляндии. Жители Казанчей и окрестных деревень продавали ему лес. В период весеннего половодья по реке Танып, далее по Белой и Волге Матусов сплавлял много леса аж до Астрахани. Чтобы вода не разливалась на луга, он построил земляные дамбы, сохранившиеся до сих пор.

До 1917 года в деревне было более десятка богатых людей. Занимался торговлей Саляхетдин-бай. В центре деревни он построил большой двухэтажный дом, каменный магазин с железной кровлей и коваными железными дверями. Такой же магазин имел и Мухаметьян-бай, приехавший с сыновьями Нигаматьяном и Шаймарданом из Казани.

Одежду шили из домотканого холста, обувью служили лапти. Люди побогаче носили зимой тулупы и валенки. Из овечье шерсти вырабатывали сукно, из которого шили зипуны (чикмэн).

Дома строились деревянные четырехстенные. Крыши были соломенные и только когда появились ручные пилорамы, крыши домов стали покрывать тесом.

О сути военной службы башкир в период кантонного управления (1798-1865 гг.) общее представление можно получить из формулярного списка казанчинца урядника Зейнильбашира Зюлькарнаева сына Аюкаева. В течение всей жизни до 55 лет он находился на этапной службе по препровождению ссыльных людей в Тобольскую губернию (1814 г.), в Пермскую губернию (1823 г.), на Оренбургской пограничной линии вдоль р. Яик (Урал), бывал на кордонной службе в крепостях Верхнеозерной (1829 г.), Магнитной (1833 г.), в г. Верхнеуральске (1834 г.), в Межозерном редуте (1838 г.). В 1831 г. в составе 6-го башкирского полка сопровождал польских пленных повстанцев в города России. Линейная и этапная служба продолжалась по 6 месяцев. Служба происходила за собственный счет или за счет общины-деревни.

В деревне еще сохранялась пережиточная форма брака - полигамия. В 1834 г. в 11 дворах из 127 зафиксировано многобрачие. Дворы двоеженцев составили 8,6 процента всех домов. Один из них Туйсыбай Дюскаев от двух жен имел сыновей (Бодрун, Кунафия, Азимбай, Сайфутдин).

В сознании народа, привычках и обычаях большое место занимала религия – ислам. По мусульманским канонам люди старались ходить опрятными, совершали намазы, их сызмальства приучали жить честным трудом, почитать старших, не трогать чужого, не было среди башкир пьянства, табакокурения.

В 1870 г. в деревне были мечеть (в 1896 г. - 3), мектебе при ней. До 1914 года функционировало медресе, в котором учились сыновья богатых и зажиточных людей.

Имеются косвенные данные о распространении грамотности среди казанчинцев. В начале XIX в. в прошении жителей этого поселения из 43 человек на тюрки расписались 15, остальные поставили свои тамги. Это означало, что примерно 34,8 проц. участников схода обладало грамотой на тюрки.

По четвергам в Казанчах проходили большие базары. На базарной площади собирались тысячи людей из многих деревень, в настоящее время находящихся на территориях Аскинского, Балтачевского, Татышлинского, Чернушинского районов. В продажу выносили домашнюю живность, продукты, посуду, другую домашнюю утварь и многое другое. Люди, продав что-то, там же приобретали другой необходимый им товар или копили деньги на другие нужды. Базары проходили как большой веселый праздник. Традиция казанчинского базара продолжалась вплоть до 60-х лет прошлого столетия.

Не менее знаменитым событием в жизни жителей казанчинских окрестностей были народные праздники «Сабантуй», издревле проводимые в селе Старые Казанчи.

 

  1. Годы гражданской войны. Установление советской власти

 

К началу ХХ века Казанчинская волость относилась к XI башкирскому кантону.

Весть о том, что в России установилась советская власть в Казанчи привезли солдаты, вернувшиеся с фронтов русско-германской войны в начале 1918 года. В марте этого года на третий съезд Советов Бирского уезда от Казанчинского волостного исполкома были делегатами Х.Султангалин и Г.Казиханов.

Но старый режим упорно сопротивлялся установлению власти народа. Вспыхнула гражданская война, эхо которой докатилось и до Казанчей. В отряд вошло более ста человек. Разъезжая по деревням, белогвардейцы расправлялись с активистами советской власти.

В июне 1918 года в Аскино был создан добровольческий белогвардейский отряд, командиром которого стал Аркадий Дедухин, бывший офицер царской армии, проживающий в Старых Казанчах. В летние месяцы в деревне стояли войска то белых, то крсных и власть часто менялась. Бывший в то время старшиной Арслан с приходом красных вывешивал красный флаг, а когда в деревню вступали белые – белый.

Для борьбы с белогвардейцами в июне-июле 1918 года в большой деревне Тауш, расположенной близ Чернушки, был организован партизанский отряд под руководством большевика Деткина П.И., уроженца деревни Ореховая Гора, матроса Балтийского флота, направленного Петроградским Бюро ЦК РКП(б).

В партизанский отряд стекались добровольцы из многих деревень. Из деревни Урманкуль в партизанский отряд Деткина ушли 20 добровольцев, многие из них, вернувшись домой после окончания гражданской войны, активно участвовали в строительстве новой жизни в деревне. Когда в 1929 году в деревне был создан колхоз, ему дали название «Красный партизан», председателем которого долгие годы работал бывший партизан Шайхуллин Лутфулла. В партизанском отряде, а затем в дивизии Азина воевал Зия Кульбеков, который в 1942 – 1952 годах работал директором Казанчинской средней школы, за педагогическую деятельность был награжден орденом Ленина. Был красным партизаном и Валиев Шаймардан, участник первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн, умерший в 1984 году в девяностолетнем возрасте.

Зимой и весной 1919 года в Старых Казанчах стоял отряд белогвардейцев колчаковской армии. Только в июле, после изгнания Колчака с Урала, в деревне окончательно установилась советская власть.

Первым председателем Казанчинского волисполкома был Ахунов, потом Ахматзия Абдиев, член РКП(б) с 1919 года.

В 1920-1921 годах председателем Казанчинского волисполкома работал сын торговца Кабанов; заведующим земельным отделом – Ф.Мухачев (из д.Бизяр); секретарем волисполкома – А.Табреев из д.Лидовки, начальником военного отдела Трапезников из Дютюлей. Была организована комсомольская организация, секретарем её был Безбородов – технический работник волисполкома. Все они были большевиками. Однако Кабанов и Трапезников, попавшие в партию случайно, впоследствии оказались предателями.

Однако сопротивление старого режима не прекращалось.

В 1920 году произошел кулацкий мятеж. Мятеж, известный под названием «Черный орел», начался он в Мензелинском уезде, распространился на Белебеевский, Бирский и Уфимский уезды. Мятежники зверски убивали коммунистов, комсомольцев и советских работников.

Один из таких мятежей произошел на территории Казанчинской волости, охватил он и ряд селений Аскинской волости. Белобандиты были связаны с председателем Казанчинского волисполкома Кабановым и военкомом Трапезниковым, которым после подавления мятежа удалось скрыться.

Во время мятежа были убиты многие партийцы и советские работники, в том числе Мухачев и Безбородов.

На 1922 год, на волне недовольства народа из-за случившего в 1921 году засухи и массового голода, приходится пик роста бандитизма в стране. 22 марта этого года бандитский отряд, вооруженный вилами и топорами, обрезами ружья, ворвался в село Старые Казанчи. Бандиты разгромили магазин потребкооперации, убили мать и ребенка учительницы Охотниковой, захватили волостное управление и зверски убили трех уполномоченных, прибывших из Емаш-Павлова и дежурного Кашафу Шамсутдинова.

Бандитский отряд был уничтожен присланным отрядом ЧОН.

Через некоторое время в казанчинских краях наступил мир и началось строительство новой жизни.

 

  1. Советский период

 

Исполнительные комитеты волостных советов начали создаваться в 1917 году. В период колчаковской оккупации с июля 1918 года по декабрь 1919 года в основном прекратили деятельность. К маю-июню 1920 года восстановлены на базе волостных ревкомов как распорядительные и исполнительные органы советской власти в волостях. В составе Казанчинской волости находились Казанчинский, Кшлау-Елгинский и Базанчатовский сельсоветы. Органами управления волости являлись волостные Советы депутатов и их исполкомы. Казанчинский сельский Совет образуется в 1920 году, его председателем избирается Фатхулла Фагаманов. Волисполкомы были ликвидированы в 1924 году в связи с переходом к районному административному делению.

Система Советов впервые была закреплена в Конституции РСФСР 1918 года. Советы избирались населением, имеющим избирательное право. Из числа избирателей исключались эксплуататорские классы, пользующиеся наемным трудом.

В начале 1920-х годов окончательно сформировалась советская политическая система управления. Она опиралась на широкие слои населения, вовлекая их в управление государством. С целью постоянной ротации депутатского корпуса выборы в местные Советы проводились ежегодно.

14 июня 1922 г. декретом ВЦИК «О расширении границ Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики» Уфимская губерния была упразднена. Бирский уезд Уфимской губернии был включен в состав Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики.

В 1922 году был образован Казанчинский сельсовет, установлены его границы.

Органами государственной власти на местах стали Советы депутатов трудящихся. Советы депутатов из своего состава избирали исполнительные комитеты (исполкомы), в которые входили председатель исполкома, его заместитель, секретарь исполкома и члены.

Первой «широкой и открытой избирательной кампанией» были выборы в местные Советы в 1926 году. Выборы регулировались постановлением Президиума ЦИК СССР от 2 октября 1925 года «О порядке выборов в Советы и съезды Советов», а также «Инструкцией о выборах городских и сельских Советов и о созыве съезда Советов», принятой постановлением ВЦИК от 4 ноября 1926 года.

Важными нормативными документами, устанавливающими порядок формирования

Советов во второй половине 1920-х годов, были положения о местных Советах: краевых(областных), окружных и районных съездах Советов и их исполкомах (1928 г.), районных съездах Советов и райисполкомах (1931 г.), городских Советах (1925 и 1933 гг.), сельских Советах (1931 г.).

В 20 – 30-х годах ХХ века председателями Казанчинского сельсовета работали Сулимов Ислам, Ахунов Салимхан, Фазулов Муллахан, Бадертдинов Нисафетдин, Гилязев Карам.

В первые годы после гражданской войны Советы из-за отсутствия собственных бюджетов лишь в незначительной мере могли реально оказывать влияние на восстановление местной экономики.

Постановлениями ВЦИК 1924–1925 годов были утверждены новые положения об уездных и волостных съездах Советов, о сельских и городских Советах. Уходя от излишней централизации, местным Советам предоставлялось больше прав и полномочий по организации региональной экономики и социальной сферы. Конституция РСФСР 1925 года законодательно расширила предметы ведения местных представительных органов власти. За Советами депутатов трудящихся закреплялось право составления и утверждения местных бюджетов, обсуждения вопросов общегосударственного значения, обеспечение законности.

Во второй половине 1920-х годов политика расширения полномочий Советов, особенно в сфере руководства хозяйственным и социально-культурным строительством, продолжалась. В 1927 году сельским Советам и их исполкомам передали полномочия по организации работы народного образования и здравоохранения, расширили права по вопросам землепользования, формирования местного бюджета, развития промышленности и социального обеспечения.

Еще осенью 1918 года в деревне Старые Казанчи открылась начальная школа. Её первым заведующим стал Ахмеров Назметдин. В школу поступили учиться дети и из окрестных деревень. Она долгие годы оставалась единственной школой в округе.

В 1932 году начинает функционировать школа-семилетка, первым директором которой был уроженец деревни Новые Казанчи Арсаев Фархулла. В 1941 году в школе открывается 8-й класс, и она получает статус средней школы. В Старо-Казанчинской средней школе обучались и получили редкое в то время среднее образование молодые люди не только из близлежащих деревень, но и из многих населенных пунктов Аскинского, Балтачевского, Татышлинского районов.

Работала школа в деревне Михайловка, в которой с 1922 года до 1955 года проработал директором Коновалов Афанасий Андреевич, награжденный орденом Ленина.

В 1919 году в здании волостного управления начинает работать клуб имени Г.Тукая. Здесь по инициативе учителя Н.Ахмерова был организован драмкружок. Первыми активными членами кружка была сельская молодежь Миндияров Салих, Хажиев Фазыл, Сулимов Ислам, Ахмерова Сабира и другие. Постановка первого спектакля по пьесе М.Файзи «Галиябану» прошла с успехом. Драмкружок действовал многие-многие годы, периодически обновляя свой состав, и сыграл   важную роль в культурной жизни казанчинцев.

В истории села Старые Казанчи первый читальный дом образовался в 1914 году. Организовал его Файзрахман-мулла Гимадов, придерживающийся прогрессивных взглядов.

После Октябрьской революции читальный дом (изба-читальня) перевели в здание волостного управления. Избы-читальни играли значительную роль в ликвидации неграмотности среди крестьянства и приобщении его к сельско-хозяйственным знаниям, к культуре, помогали советским и партийным организациям в проведении коллективизации сельского хозяйства. Заведовал избой-читальней Миндияров Салих. Впоследствии изба-читальня была переведена в двухэтажное здании бывшей мечети, а работу продолжил сын Файзрахман-муллы – Гимадов Мухамат Файзрахманович.

В 1924 году в селе Старые Казанчи открывается фельдшерский пункт, который располагался в частном доме. Первым фельдшером был Семен Манаев. В 1938 году строится новое здание фельдшерского пункта, а фельдшером работает Иванов Михаил. В 1940 году в село приезжает на работу фельдшером Шеренос Любовь Семеновна, уроженка Туймазинского района. Приехав восемнадцатилетней девушкой, Л.С.Шеренос сразу находит общий язык с местным населением, общительная и вежливая, она изучает местный язык, проработав на своем посту 40 лет, становится любимым «доктором» для многих поколений казанчинцев. Она около двадцати созывов избирается депутатом сельского Совета, ведет большую просветительскую работу среди населения.

Первая сельскохозяйственная артель в казанчинских краях была образована в 1928 году. В артель вошло 16 хозяйств, председателем был избран Нухов Хази. В 1929 году группа крестьян Старых Казанчей переселяется на новое место – правобережье реки Кутмас выше по течению, они основывают новую деревню и колхоз. Новому поселению и колхозу в честь 10-летия образования Башкирской АССР дается название «Башкортостан». Затем крестьяне деревень Альягиш и Старые Казанчи объединяются в колхозы «Имени Шмидта» и «Азина». Создавались колхозы и в зоне существовавшего в то время Михайловского сельсовета: «Кызыл Юл» (д.Старая Кара), «Волна» (деревни Верх-Михайовка и Никольское), «Свобода Ильича» (Михайловка, Русская Кара, Кунгурка) и другие.

Перед началом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов председателями сельсовета работали: Казанчинского - Сафин Гата, Михайловского Ядров Варлам, Фионов Дмитрий. В годы Великой Отечественной войны председателем Казанчинского сельсовета работал Исшарин Салих, секретарем Шакиров Сагит Хасанович.

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз прервало созидательную мирную жизнь казанчинцев. С первых дней начала войны мужчины стали отправляться на фронт. Всего из казанчинского края на фронт ушло 478 человек, 297 из которых погибли на полях сражений. Наши земляки проявили чудеса храбрости и отваги, многие из них за боевые подвиги были награждены орденами и медалями. В их числе двое жителей села Старые Казанчи: Сафин Нурулла Давлетгареевич и Габитов Мирза Габитович были удостоены звания Героя Советского Союза. С победой и наградами вернулись домой: Шабиев Галиаскар Шабиевич (два ордена Красной Звезды) работал учителем начальных классов; Гайсин М.Г. (ордена Славы III и II степени) работал лесником; лейтенант Галишанов Т.Г. (орден Славы III степени); Садриев Хаким Садриевич (орден Красной Звезды) – вернулся без обеих ног, работал председателем ревкомиссии колхоза; Файзрахманов К.Ф. (ордена Красной Звезды, Славы III степени), долгие годы работал бригадиром на колхозно-совхозном производстве; Васбиев Ш.В. (орден Красной Звезды), Исламов Г.И. (орден Славы III степени) - работали трактористами-комбайнерами; Гаязетдинов Суфиян Гаязетдинович (орден Славы III степени) и многие другие.

Ислам Сулимов, один из первых казанчинских комсомольцев, в 1939 году участвовал в боях под Халхин-Голом в качестве штурмана самолета, награжден орденом Боевого Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны был испытателем самолетов. Вышел в отставку в звании подполковника и после войны жил в г.Казани.

В составе 112 Башкирской кавалерийской дивизии храбро воевали Сабир Шабанов, Габдрахман Хайдаршин, Мухлисулла Зубаиров, Кальфат Файзрахманов.

Ушедших на фронт мужчин в тылу заменили женщины, подростки и старики. Они не только обеспечивали фронт продовольствием, но вносили денежные средства в фонд обороны, изготавливали и отправляли бойцам Красной Армии теплые носки, варежки.

Женщины стали руководителями колхозного производства. В годы войны работали бригадирами Файзия Хасанова, Хамдия Ризванова, Евдокия Казанцева, Язиля Галимуллина.

Многие женщины и девушки выучились на курсах механизаторов. Работали трактористками Закия Фазлыкаева, Рафига Ахатова, Ямалия Шайхиева.

Трудовой подвиг 575 человек был вознагражден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

После окончания войны началось восстановление народного хозяйства. Советы депутатов трудящихся руководили сельскохозяйственным производством. На территории Казанчинского сельсовета к концу 40-х годов   работало 8 колхозов: им.Азина (Старые Казанчи), им.Шмидта (Альягиш), «Красный партизан»(Урманкуль), «Берек»(Старый Мутабаш, Янаул), «Марс»(Тупралы), «Байсун»(Мута-Елга, Чад), «Чия-Тау»(Янкисяк,Хатмуллино); Михайловского сельсовета – 5 колхозов: «Свобода Ильича»(Михайловка, Русская Кара, Кунгурка), «Волна»(Верх-Михайловка, Никольское), им.Пушкина(Григорьевка, Рождественское), «Кызыл Юл»(Старая Кара), им.Чкалова(Новая Кара). Исполкомы сельсоветы ежедневно собирали от колхозов и передавали в район сводки о ходе полевых работ, производстве продукции животноводства.

Большая работа сельсоветами проводилась по обеспечению поставки в государственные фонды зерна, другой сельхозпродукции, сбора от населения различных налогов и сборов.

В начале 1950 годов произошло укрупнение колхозов. Колхозы им.Шмидта, «Башкортостан», «Красный партизан», им.Азина объединившись образовали колхоз им.Азина; в Михайловской зоне путем укрупнения колхозов был образован колхоз «Заветы Ильича», а в Мутабашевской зоне – колхоз «Дружба».

В 1961 году из Казанчинского сельсовета отделяются населенные пункты Мутабашевской зоны и создается новый сельсовет – Мутабашевский с центром в д.Старый Мутабаш, а Михайловский сельсовет ликвидируется и населенные пункты этого сельсовета присоединяются к Казанчинскому сельсовету. Председателем Казанчинского сельсовета избирается Георгий Красильников, секретарем исполкома сельсовета Сагида Рахимова.

На основании Указа Президиума Верховного Совета БАССР от 12 декабря 1962 г. «Об образовании сельских районов БАССР» вместо 56 районов было образовано 20 сельских районов. Казанчинский сельсовет в составе Аскинского района был передан Караидельскому сельскому району. Укрупнение районов создало большие неудобства. Казанчинский сельсовет оказался на расстоянии 100 километров от районного центра.

24 ноября 1964 г. в связи с неэффективностью Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ о восстановлении в краях и областях единых советских органов. В январе 1965 года Аскинский район был восстановлен в прежних границах.

В целях более эффективного управления сельскохозяйственным производством и концентрации производственных мощностей в 1967 году на территории Казанчинского сельсовета на базе колхозов им.Азина и «Заветы Ильича» создается более крупный колхоз, за которым закрепляется название «Заветы Ильича» с площадью сельскохозяйственных земель 10121 га, в том числе пашни 5280 га. В 12 деревнях этого колхоза имелось 646 хозяйств и 2675 человек населения.

Пятидесятые-семидесятые годы ХХ века были годами экономического и социально-культурного развития села. В 1969 на базе колхозов «Дружба»(Мутабашевский сельсовет) и «Заветы Ильича»(Казанчинский сельсовет) образуется совхоз «Дружба» из пяти отделений с центральной усадьбой в селе Старые Казанчи. За совхозом закрепляется 14992 га земли, из них 9371 га пашни. В совхозе работало население 20 деревень, почти в каждой из которых находились производственные объекты: молочно-товарные, свино-товарные, овцеводческие и птицефермы, машино-тракторные парки, пасеки, плодово-ягодный сад в д.Старая Кара.

В конце 60-х годов вместо стационарных дизельных электрогенераторов в населенных пунктах было проведено электричество от единой государственной электросети. Велось широкое строительство новых производственных объектов, учреждений культуры, образования, здравоохранения.

Работали средняя школа в селе Старые Казанчи, восьмилетние школы в деревнях Михайловка и Новая Кара, 4 начальные школы.

Были построены здания клуба в Старых Казанчах, Михайловской восьмилетней школы, новое здание Казанчинской участковой больницы и другие.

Активно велась культурно-просветительская работа. Работали 6 клубных учреждений, 4 библиотеки, передвижная киноустановка, радиоузел, через который транслировались местные радиопередачи во все дома.

Вплоть до конца 80-х годов в селе Казанчах работал маслозавод, в который доставлялось для переработки молоко от всех близлежащих хозяйств района.

Зародившиеся еще в начале ХХ века кооперативы сельских потребителей имели во всех населенных пунктах магазины, в селе Старые Казанчи работало 4 магазина Казанчинского сельпо, переименованного в последствии в Казанчинский совхозрабкооп.

В 1977-78 годах были построены двухэтажное типовое здание Казанчинской средней школы на 320 ученических мест и животноводческий комплекс совхоза «Дружба» на 1300 голов скота близ деревни Григорьевка.

Совхоз «Дружба» принял долевое участие в строительстве санатория-профилактория «Светлый ключ» в деревне Новые Казанчи. Это позволило проходить санаторное лечение ежегодно по 50-60 механизаторам, животноводам и другим работникам совхоза.

В эти годы значительно укрепилось материальное положение сельчан. В деревнях стали появляться добротные дома, крытые железом или шифером. У многих людей имелись мотоциклы, стали появляться легковые автомобили.

Сельский Совет депутатов трудящихся, после принятия в 1977 году новых Конституций РСФСР и Башкирской АССР, стал именоваться Советом народных депутатов. Депутаты на сессиях Совета, проводимых не менее одного раза в два месяца, и на заседаниях исполнительного комитета, постоянных комиссий Совета регулярно рассматривали и принимали решения по различным вопросам сельского хозяйства, работы учреждений образования, культуры, здравоохранения, быта, укрепления правопорядка. Решения Совета и его исполкома, как органов государственной власти на местах, носили обязательный характер для исполнения на соответствующей территории. Активно работали товарищеские суды, добровольные народные дружины, женсоветы.

Советы работали под руководством партийных организаций в тесном контакте с хозяйственными руководителями.

Выборы депутатов Совета проводились через каждые два года. Несмотря на то, что в избирательные бюллетени вносились только по одному кандидату по избирательному округу, они проходили тщательный предварительный отбор. Кандидатуры депутатов обсуждались и выдвигались избирателями на собраниях трудовых коллективов. Определенное количество депутатских мандатов в советах в обязательном порядке отводилось женщинам и молодежи. В результате депутатами становились действительно только достойные, авторитетные среди населения люди. Выборы проходили активно, как политические праздники, со стопроцентным участием избирателей.

При выдвижении кандидатов в депутаты, каждому из них давались наказы избирателей. Наказы имели практический характер и были направлены на улучшение условий жизни сельского населения избирательного округа. Ход выполнения наказов избирателей строго контролировался Советом, самими избирателями и вышестоящими советскими органами.

В различные периоды председателями исполкома Казанчинского сельского Совета успешно работали: Лутфуллин Кашбулла Лутфуллинович, Шакиров Фагимьян Шакирович, Дильмухаметова Адиба Хаертдиновна, Гимадов Винер Мухаметович, Дихин Раид Агзамович, Шаисламов Дамир Миннулович, Нуриахметов Альфрис Фатхиевич, Суфияров Радис Хабипович, Нуриахметов Мансур Альфрисович, Валиев Фатхинур Шаймарданович. Секретарем исполкома сельсовета около тридцати лет работал Хаматханов Рафит Загитович.

 

Часть II. Сельское поселение Казанчинский сельсовет

 

Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в РФ» деятельность Советов народных депутатов была прекращена, а выполнение их функций возлагалось на соответствующие местные администрации, действующие с декабря 1991г. Сельские Советы и их администрации были исключены из системы органов государственной власти и стали органами местного самоуправления. При этом Совет депутатов являлся выборным органом, избираемым непосредственно народом, а глава сельской администрации назначался главой администрации района и утверждался Советом депутатов.

Основным моментом становления современной модели организации местного самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации.

Указы Президента РФ, разработанные на основе Конституции, Федеральный Закон от 28.08.1995 г. №151 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представляли собой переход от советской системы местной власти к системе муниципального управления.

1998 год – принят первый Устав Казанчинского сельсовета Аскинского района Республики Башкортостан. Уставом определялись формы осуществления местного самоуправления в сельсовете, полномочия сельского Совета и сельской администрации, имущественные и финансовые основы. Согласно Уставу сельский Совет являлся выборным представительным органом, состоящим из 11 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Исполнительным органом местного самоуправления являлась сельская администрация, возглавляемая главой сельской администрации, Глава сельской администрации избирался сельским Советом из числа депутатов и мог одновременно являться председателем сельского Совета.

16 июня 2003 года на сессии Казанчинского сельсовета был принят новый Устав. Казанчинский сельсовет был переименован в Муниципальное образование Казанчинский сельсовет по Аскинскому району Республики Башкортостан.

6 октября 2003 года была принята новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который окончательно вступил в действие с 1 января 2006 года, а в полном объеме стал исполняться с 1 января 2009 года.

На основании этого Закона Казанчинский сельсовет стал именоваться «Сельское поселение Казанчинский сельсовет муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан». 23 ноября 2005 года зарегистрирован новый Устав сельского поселения, в ноябре 2013 года была принята его новая редакция.

Сельское поселение Казанчинский сельсовет муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан – муниципальное образование, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют: представительный орган Сельского поселения, именуемый Советом; глава Сельского поселения; администрация Сельского поселения, именуемая Администрацией.

Глава Сельского поселения избирается Советом из своего состава, исполняет полномочия председателя Совета и возглавляет Администрацию.

В настоящее время на территории поселения имеются 1 средняя с двумя филиалами начальных школ, детский сад, сельская врачебная амбулатория и 2 фельдшерских пункта, два сельских дома культуры, один сельский клуб, две сельские библиотеки, мечеть, отделения почты и сбербанка, аптечный пункт, ветеринарный участок, магазины ООО «Ахметов» и индивидуальных предпринимателей.

Сельскохозяйственным производством занимаются ООО «Казанчи», Аскинское отделение Бирского филиала ГУСП МТС «Центральная», крестьянско-фермерские хозяйства.

Казанчинский край известен не только своей богатой историей, но и знаменитыми людьми:

За храбрость, проявленную в годы русско-японской и 1-й мировой войн Фионов Евдоким Поликарпович (1872-1969) из д.Верх-Михайловка стал полным кавалером всех 4-х степеней Георгиевского креста.

За героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг звания Героя Советского Союза были удостоены Сафин Нурулла Давлетгареевич ( 1923-1995), Габитов Мирза Габитович ( 1919-2009).

За заслуги в боьбе с неграмотностью и педагогическое новаторство были награждены орденами Ленина Андрей Коновалов, в 30-е годы - заведующий Михайловской начальной школой и Зия Кульбеков, работавший в 40-е годы директором Казанчинской школы.

 

За трудовые достижения были награждены орденами Ленина знаменитый председатель колхоза Назия Фархуллина и буровой мастер “Якутск-алмаза” Салихьян Фархиахметов.

 

Были удостоены орденов: “Трудового Красного знамени” Фатихзян Шайсултанов, “Трудовой славы ІІІ степени” Мохауза Шаисламова, Канифа Рахимова – животноводы, “Знак Почета” – доярка Биби Насибуллина и Фаяз Зубаиров – кузнец совхоза “Дружба”.

 

Орденом “Знак Почета”, медалями был отмечен труд на различных ответственных постах в районе и республике Сагита Хасановича Шакирова.

 

Орденом Салавата Юлаева награжден Сафин Зуфар Нуруллинович, Заслуженный юрист Республики Башкортостан, Почётный работник прокуратуры Российской Федерации - председатель Комитета по государственному строительству Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан четвёртого созыва.

 

Известны в научном мире имена:

 

Шабиева Салавата Галиевича, уроженца д.Урманкуль, декана, заведующего кафедрой Южно-Уральского Государственного универститета, доктора архитектуры, профессора, член-корреспондента Международной академии архитектуры стран Востока, почетного работника высшего образования России, заслуженного архитектора Республики Башкортостан, награжденного медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” ІІ степени;

 

Гаязова Альфиса Суфияновича, уроженца села Старые Казанчи, доктора педагогических наук, профессора, Президент Академии наук Республики Башкортостан, заслуженного деятеля науки Республики Башкортостан, Почетного работника высшего профессионального образования РФ, член-корреспондента Российской Академии Образования, автора многих не только научных книг, но и поэтических сборников, книги об истории родного края “Казансылар иле”(совместно с Гаязовым Анифом Суфияновичем).

 

Детские годы провел в д.Михайловка Владимир Иванович Герасимов (1925-2010)- поэт и писатель, член Союза писателей СССР;

 

В селе Старые Казанчи вырос и начал свою трудовую деятельность помощником комбайнера колхоза им.Азина Суфияров Феликс Хабипович, Почетный работник газовой промышленности РФ, кавалер орденов “Трудовой Славы” ІІ и ІІІ степеней, ордена “Знак Почета”, бригадир монтажников “Уренгойгазпрома”.

 

Званий “Заслуженный работник Республики Башкортостан” в различных областях удостоены Разина Тимерхановна Насырова, Рим Асхатович Мухаметов, Вильсур Хусниярович Галимов, Баян Галимханович Шайхуллин, Сания Ямаловна Яхина, Зухра Нурихановна Зиннурова, Флида Миннигалиевна Гайсина, Салават Тагирович Валиев и другие.

 

Знаками “Отличник лесного хозяйства РФ”, “Отличник здравоохранения РФ” награждены: Дихин Раид Агзамович - лесничий Казанчинского лесничества и Аллаярова Маулия Миннуллиновна – фельдшер Казанчинской СВА, “Отличник здравоохранения Республики Башкортостан” – Суфиярова Фая Тимербаковна, медсестра санатория “Танып”.

 

В 1960-1970 годы работал директором, учителем Старо-Казанчинской средней школы уроженец д.Альягиш, Заслуженный учитель БАССР, Автор-составитель первой книги об Аскинском районе Талгат Зарипович Якупов.

 

В селе Старые Казанчи живет Султанов Ансар Султановович - ветеран педагогического труда, селькор  с 60-летним стажем, активист-общественник, краевед, «Отличник народного образования БАССР», участник ВДНХ СССР в 1972 году.

 

 

Использованная литература и материалы:

 

АСФАНДИЯРОВ А. З. «История сел и деревень Башкирской АССР»: Справочник.

 

«Аскинский район». Автор-составитель Якупов Т.З.

 

Статьи и материалы краеведа Султанова А.С.

 

«Казансылар иле». Авторы А.С.Гаязов, А.С.Гаязов